Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

Год выпуска

2 011

Том

66

Номер выпуска

3

Название статьи

О ПРЕПОДАВАНИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Страница главного редактора

"Журнал аналитической химии" не так уж часто обращается к вопросам преподавания, и напрасно, поскольку в нашей стране не так много площадок, где проблемы преподавания аналитической химии могли бы регулярно обсуждаться.

Во многих вузах России курсы аналитической химии модернизируются, особенно специальные, нацеленные на подготовку аналитиков-профессионалов. Общие курсы консервативнее, но и они осовремениваются, тем более что этому помогает выпуск новых учебников и учебных пособий, в том числе переводных, приход молодых преподавателей и особенно многочисленные научные конференции, в которых участвуют и преподаватели. Тем не менее содержательная часть общих курсов часто традиционная; довольно много времени отводится химическим равновесиям и классическим методам анализа. Помогая формированию специалиста-химика, детальное изучение этих разделов отбирает время у общих вопросов аналитической химии, инструментальных методов, у хотя бы беглого знакомства с особенностями анализа важнейших объектов. До сих пор в ряде вузов мало внимания уделяют анализу органических и биологических объектов, обеспечению качества анализа, истории аналитической химии, тенденциям развития химического анализа.
В технологических, технических и некоторых других вузах сохраняется весьма нелепое деление курса аналитической химии на собственно аналитическую химию и физико-химические методы анализа, как будто последние — не часть аналитической химии (в классических университетах это деление давно устранено). Пока очень немногие специализированные вузы, в основном технологические, выпускают весьма нужных стране аналитиков-инженеров.
Методика преподавания, конечно, совершенствуется, в частности, за счет современных технических средств, но можно двигаться в этом направлении более решительно. Надо создавать, например, программы для виртуального обучения работе на сложных приборах, пропуская студентов через такие тренажеры. Может быть, стоит придумывать и современные лекционные эксперименты. Расширять в обучении аспекты исследования, поиска. Организовывать экскурсии в хорошие научные и производственные аналитические лаборатории.
Кафедрам приходится приспосабливаться к изменениям, вызванным спущенными сверху реформами самой системы высшего образования, прежде всего к двухступенчатому образованию. Оставляя в стороне оценку целесообразности этих реформ (на мой взгляд, не очень продуманных и поспешных), мы должны сделать все, чтобы сохранить хорошее, что было наработано раньше, не растерять опыт. Требуются учебные пособия, рассчитанные на разные ступени обучения. Требует возрождения система регулярной переподготовки преподавателей через курсы, стажировки и т.п. Если мы не можем ввести sabbatical year, как в США, то оплаченная стажировка хотя бы в течение двух-трех месяцев очень нужна. Необходимо также лучше знать, как преподают аналитическую химию в других странах.

В передовых вузах кафедры аналитической химии успешно взаимодействуют с другими кафедрами, в том числе и по учебным делам, гармонизируя последовательность и глубину изучения отдельных тем, совместно используя приборы и т.д. К сожалению, властью руководителей ряда вузов кафедры аналитической химии подчас сливают с другими. При создании крупного Сибирского федерального университета существовавшая в Красноярском университете кафедра аналитической химии, вопреки логике, стала кафедрой физической и аналитической химии. В некоторых университетах кафедры переименовывали по инициативе самих кафедр или, по меньшей мере, при их согласии. Для "актуализации", укрепления престижа кафедр к аналитической химии в названии приделывали прикладные, звучащие на данный момент названия (сертификация, экология и др.). Можно ожидать, что кто-нибудь вставит, к примеру, нанотехнологию, биотехнологии или что-нибудь еще. Но пик интереса к звучащим направлениям пройдет, а аналитическая химия останется.

Организация Объединенных Наций объявила 2011 год Международным годом химии. Надо воспользоваться этим, чтобы привлечь внимание к аналитической химии, в том числе и к ее преподаванию.

DOI

 

Вложения

Создан в 26.02.2013 17:16 пользователем: Аленина М.В.
Изменен в 26.02.2013 17:16 пользователем: Аленина М.В.